Кино Татарстана: Повторение пройденного или прорыв в будещее?

Два январских события привлекли моё внимание к проблемам кино. Первое — сообщение о том, что В.В. Путин посетит Госфильмофонд РФ и проведёт там совещание по развитию отечественной киноиндустрии (к моменту публикации уже будет известны результаты совещания). Второе — завершение в продюсерском центре «Иман» работы над фильмом «Вдохновлённый Тукаем» о руководителе (организаторе и бессменном дирижёре) ансамбля «Ля Примавера» Рустеме Абязове. Масштабы этих событий, понятно, несоизмеримы, но думаю, что второе может быть воспринято как яркая иллюстрация к первому.

 

О фильме

Пути Господни, как известно, неисповедимы. Так и при рождении фильма череда случайностей удивила неожиданным, казалось бы, результатом. И в конкурс, объявленный ГУ «Татаркино», заявка «Имана» попала почти случайно (коллега и, в известной степени конкурент, в последний момент посоветовал подать заявку), и условия конкурса сбили с толку. Организаторы объявили тему «Вдохновлённый Тукаем», имея в виду любого, кто работает в искусстве под влиянием гениального поэта, а все конкурсанты прочитали эту тему как рассказ о лауреатах республиканской премии им. Г.Тукая. Жёстким было и требование «Не превратить фильм в подобие серии ЖЗЛ»… Впрочем, последнее как раз и помогло авторам уйти с привычных путей, начать поиск оригинального решения.

И нашли. Основным приёмом в фильме стал показ того, как Р.Абязов ведёт репетицию своей сюиты на темы татарских народных песен, естественно, напоминая при этом оркестрантам (а потом и ученикам музыкальной школы при консерватории) эпизоды жизни Тукая, читая отрывки его стихов. Сплетение слова и музыки потребовало и третьей составляющей в этой туго сплетаемой «косичке» — ею стали пейзажи родной природы, естественно дополняющие и расширяющие образную систему фильма. Органично дополнили «косичку» и рисунки, сыгравшие роль перебивок (или названий глав — как посмотреть), с большим вкусом выполненные художником фильма. Словно золотой песок намывают они то изображение деревни, то портрет дирижёра… Очень важно, что в фильме звучит музыка не только отечественных, но и зарубежных композиторов, что без особой дидактики включило творчество Р.Абязова в мировой контекст.

Сначала казалось, что фильм недостаточно информативен: про биографию дирижёра вообще вспомнили где-то к середине ленты. Но вскоре стало ясно: авторы создают систему образов, что называется, на глазах зрителей — а главное, в их душах, открывая им красоту Музыки, Поэзии, Природы… Так вот она какая, образная публицистика! — вспомнились мне теоретические постулаты прежних времён. Увы, чаще тогда в ходу были именно постулаты, а на деле авторы многочисленных (и часто вполне добротных) лент опирались именно на текст, надеясь, что если всё хорошенько объяснить, то всё и устроится. Устраивалось, бывало. Но как тут не вспомнить и другое, далёкое от теории, определение: без-образная публицистика? Николаю Морозову и его товарищам по работе над фильмом «Вдохновлённый Тукаем» удалось главное: достучаться до сердец и чувств зрителей. А это, считаю, главное в киноискусстве, хотя подозреваю, что крепко подкованнные во вгиках искусствоведы крепко поморщатся, отмечая нарушения и отступления от канонов и теорий… Оставим же им «кесарево»!

 

Ну и что?

Этот вопрос вправе задать читатель, удивлённые сопоставлением совещания у премьер-министра и отдельно взятого фильма, пусть и удачного. Ведь в последние годы появилось у нас в Татарстане несколько весьма интересных работ, причём не только документальных. Назову, что называется, навскидку, имена Ильдара Ягофарова, Салавата Юзеева, Сергея Литовца — всех не перечислишь. Правительство республики инициировало проведение международного кинофестиваля мусульманского кино «Золотой Минбар», собирающем фильмы, основанные на высокой нравственности. Процесс, как видим, пошёл! Причём одновременно как «сверху», так и «снизу». Тут бы и поставить восклицательный знак после слов «конец статьи». Но не получается. Потому что новый уровень ставит и новые проблемы. Чтобы решить их, нужно хотя бы вкратце вспомнить некоторые эпизоды истории кино в Татарстане.

 

Из истории

Всю историю поднимать, понятное дело, не газетное дело, для этого есть специалисты-искусствоведы, отошлю интересующихся, например, к работам серьёзного исследователя Елены Алексеевой. Здесь и сегодня (именно сегодня, см. начало статьи) уместно вспомнить об ошибках. Наиболее памятная из них — фильм «Тёплые ветры древних Булгар». История болезненная, но забывать её нельзя, это хороший указатель, куда не надо идти. А тогда, в 90-е годы, Госкомитет по кинематографии взялся решить задачу создания киноэпопеи на материале нашей истории. Союз кинематографистов республики пытался тогда убедить, что киноэпопея (для примера — «Клеопатра» или «Война и мир») не может вырасти на пустом месте, нужна традиция, нужна база (техническая, финансовая и особенно — кадровая). Но Госкино было опьянено прекрасной мечтой… Мы тогда советовали пойти по пути грузинских кинематографистов, создавших в советские годы интереснейший кинематограф: сначала короткометражки (отбор тем, сюжетов, талантливых авторов); потом на этом фоне выросли замечательные мастера, в том числе мирового масштаба (например, Отар Иоселиани, его имя тут не совсем «в тему», то очень самобытный режиссёр). Тогда наше предложение не прошло. Не состоялась и «киноопупея».

И вот теперь мы видим, как под тёплым крылышком Государственного учреждения «Татаркино» возрастают и молодые (и не очень) способные режиссёры и авторы (операторами-то Казань всегда славилась), появляются очень любопытные документальные и игровые короткометражки. Из последних мне (и не только) очень понравились «Хромая лошадь», «Брелок» и особенно «Фарида».

 

А где прорыв в будущее?

Если прислушаться к разговорам и спорам самих кинематографистов (как авторов, так и организаторов всего кинопроцесса в Татарстане), может показаться, что единственной, по крайней мере, наиглавнейшей, является проблема финансирования. Спорить с этим трудно. В «сытом» 2009 году по заказу ГУ «Татаркино»было произведено … фильмов, в 2010 — … Ну, а когда пряников сладких на всех не хватает, неизбежно начинаются взаимные обиды и прочие прелести бедности. Допустим, что кризис совсем закончится, фильмов будет сниматься больше, решит ли это все проблемы, главная из которых — появление значимых, ярких, привлекательных для массового зрителя картин?

Ответ очевиден: возможно, с течением времени. Потому что уже создано при Академии искусств отделение кинематографии, уже начали обучать ребят «делать кино» (как и во всяком начале, пока неясно, насколько успешно). Уже снимаются в Казани центральными студиями сериалы, уже приходит в наше кино частный капитал. Так что «истина где-то рядом». Чего тогда огород городить? Вот созреет база, будет набран опыт — и тогда…

Но параллельно идёт довольно опасный процесс. Усреднение мышления. Даже у самых ярких наших режиссёров очень сильно чувствуется инерция, давление традиции. Не только в кино, кстати. В журналистской среде, например, жалуются, что с журфака приходит очень мало интересных ребят. Неплохо умеют делать «как все», а своеобразия и — в хорошем смысле сенсационности — от них не жди…

Правда, есть в кино и вдохновляющий пример: фильм «Овсянки», наделавший много шума на мировых кинофестивалях. Это не совсем «наш» фильм, но Денис-то Осокин, сценарист, наш. Процитирую режиссёра, Александра Федорченко: «Безусловно, это сказка на все времена. Я очень люблю этот жанр и не раз к нему обращался… Поучать никого не хочется, а хочется лишь приоткрыть окошко в Другой мир, мир, так не похожий на наш, но«воспоминания» о котором сидят у каждого в подкорке.»

Этот пример говорит о том, что наша первая задача — дать зелёный свет нестандартным людям, имеющим и широкое мышления и (особенно!) живую душу. Надо поставить задачу создать у нас, в Татарстане, произведение действительно самобытное и действительно интересное, вызывающее отклик в душах зрителей, в их подкорке. Как? Давайте думать.

Вторая задача ещё сложнее: воспитать у зрителей вкус и интерес к настоящему кино. В условиях превращения киноискусства в кинобизнес она кажется заранее обречённой на провал. Проблему простого проката не всегда удаётся решить… Но тогда давайте не жаловаться на утрату национальных традиций, уход из жизни духовности и нравственности… Не хотим? Тогда давайте решать извечный вопрос: что делать? Для начала было бы здорово организовать под патронажем Министерства культуры если не широкую дискуссию, то достаточно представительную конференцию с участием руководителей «Татаркино», Союза кинематографистов и Союза писателей, частных студий, самих «творцов», обсудить вопросы, которые только на первый взгляд кажутся неразрешимыми. Да и вопросы практические стоило бы решать коллегиально. Например: может, не стоит всё-таки раздавать деньги «всем сёстрам по серьгам», а выделить один-два проекта из тех, которые и будут ответом на вопрос: как поднять интерес к кино Татарстана?

Фильм «Вдохновлённый Тукаем» мне представляется в этом аспекте первым наброском, первым (пусть маленьким) но шажком к намеченной цели.

Роберт Копосов, член Союза кинематографистов РФ и РТ.

 

Так же рекомендуем...