Всю жизнь работает на МММ

Николай шутит, что всю свою сознательную творческую жизнь, в основном, снимал фильмы об МММ – медицине, милиции и менестрелях. Поэтому и многие случаи-приключения крутятся возле этих тем. Скажем, в прошлом году снимали материал к ежегодному конкурсу_MG_8752_34536574074

Николай Морозов – режиссер-оператор, художественный руководитель продюсерского центра «Иман»,
Заслуженный деятель искусств РТ, лауреат премии МВД СССР, Почтенный сотрудник МВД РТ, член Союза кинематографистов РТ и РФ.
Родился в городе Иман Приморского края.
Окончил операторский факультет ВГИКа.

 

Вклад байкеров в здравоохранение

Николай шутит, что всю свою сознательную творческую жизнь, в основном, снимал фильмы об МММ – медицине, милиции и менестрелях. Поэтому и многие случаи-приключения крутятся возле этих тем.

Скажем, в прошлом году снимали материал к ежегодному конкурсу «Врач года». Придумали такую видеофишку: байкеры движутся стройными рядами в виде надписи в три строки «Врач года 2010» прямо на восход солнца. Роли букв и цифр должны играть девушки в белых халатах, сидящие позади мужчин в кожанках. Мотоциклисты с готовностью согласились внести свой вклад в здравоохранение республики, «актрисы», само собой, тоже. Оставалось осуществить этот замысел чисто физически. Дорога, где должна проходить съемка, реальная – объездная за поселком Северным, что вблизи Казани. Там и камеры легко установить – прямо на мосту над трассой. Но вот незадача – шоссе-то это довольно оживленное, как «запретить» дальнобойщикам и другим автомобилистам двигаться по нему в тот момент, когда будут проводиться съемки? Обратились в ГИББД, там отмахнулись – дескать, эта миссия невыполнима.

Делать нечего, решили кинематографисты во главе с Николаем рискнуть. Специально прибыли к месту натурсъемок поутру в один из выходных дней в надежде, что движение там будет не столь интенсивным, как в будни. Примчались байкеры, выстроились с девушками сообразно буквам-цифрам. Но фуры нет-нет да проносились мимо.

Как обезопасить участников съемки? Решили действовать так: слова «врач», «года» и цифру «2010» байкеры бережно везли на своих тачках, а сзади их товарищи на мотоциклах работали прикрытием – притормаживали летящий на всех парусах транспорт.S4022277_34540046296

Большинство водителей с пониманием отнеслись к процессу рождения фильма, притормаживали, с любопытством наблюдали: что это тут за цирк устроили? Однако попались несколько торопыг-дальнобойщиков, которые во всю шпарили по обочине, обдавая всех клубами пыли. Вот так вот в муках рождалось кино про врачей. Но получился эффектный пролог: байкеры плывут на восток, а в лучах солнца подрумянивается надпись «Врач года 2010».

 

Лекция об эндохирургии

Николай снял десятки документальных и учебных фильмов на медицинские темы. Доктора безоговорочно признают его за своего. Однажды на юбилей из Москвы знакомые медики прислали режиссеру открытку, которая начиналась словами «Поздравляем главного киногинеколога России». О высокой степени доверия красноречиво говорит и случай, который произошел в Севастополе. Когда в России началось победоносное шествие эндохирургии, родоначальниками которой были врачи из Казани, многие пионеры этого перспективного направления – хирурги Евгений Сигал, Игорь Федоров – ездили с показательными операциями по городам и весям страны. А Николай их работу фиксировал на пленку, набирал материал для фильмов. Как-то президент республики подарил черноморскому флоту так называемую стойку – комплекс оборудования для эндохирургических операций. Для крымского полуострова это было очень значимо. Делегация из Казани прибыла в Севастополь, набежала куча журналистов всех типов и мастей – от газетных репортеров до телевизионщиков. Но пишущая братия не учла одного – врачи, поприветствовав встречающую сторону, пошли на операции, а ведь они длятся какое-то время. А что делать в этот момент корреспондентам? Хирургов, которые проходили мимо слегка обескураженных журналистов и Николая Морозова, вдруг осенило: «А вы спросите у этого человека все, что вас интересует». И кивнули на режиссера из Казани. А он был вовсе не прочь помочь своим приятелям-врачам: разразился про эндохирургию настоящей лекцией, благо знал про это направление в хирургии все до мельчайших подробностей. Так его учили во ВГИКе: если снимаешь документальное кино, нужно полностью погружаться в тему, досконально изучать все тонкости. И Николай так увлекся, что стал даже отвечать на замысловатые вопросы корреспондентов. И кто-то из них в конце импровизированной пресс-конференции вдруг спросил: «А когда вы закончили медицинский институт?» Режиссер чистосердечно признался, что он выпускник ВГИКа. Но это, похоже, нисколько не расстроило представителей СМИ. Они чуть позже сделали лишь подсъемки настоящих эндохирургов.

Наутро все севастопольцы, так сказать, из первых уст Николая узнали об этом передовом методе медицины.

 

Времени свободного – вагон и полная тележка

Наш герой много лет сотрудничает с правоохранительными структурами, визуальный продукт пользуется там постоянным спросом. Как-то его и других кинематографистов попросили помочь ребятам Казанской колонии №5 сделать фильм для фестиваля любительского кино, который проводится в рамках Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Работники видеокамеры и микрофона приехали в колонию, показали фильмы лауреатов, которые демонстрировались на предыдущем фестивале, доказав, что некоторые из них сняты не хуже, чем профессиональное кино. Обсудив увиденное, опытные кинематографисты рассказали, как написать сценарий, как работать с камерой. Время на все это ушло порядочно, но пацаны внимательно слушают, задают вопросы. Такое приподнятое оживление в зале. Но тут Николай произнес фразу: «Если у вас есть время, могу вам еще кое-что рассказать». В момент повисла такая гробовая тишина, слышно было даже тиканье часов. Наш герой понял, что на счет времени он как-то переборщил: его у ребят – вагон и полная тележка, некоторые из них в свое время схлопотали «десятку». Получилась почти как на легендарном концерте Олега Митяева в женской тюрьме, когда он под занавес своего выступления пропел: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

 

А когда-то Митяев был на посылках

IMG_7771_34541898148К слову сказать, Олега Митяева Николай знает с младых ногтей. Когда тот только-только начинал, он его уже снимал на пленку, чувствуя подлинный талант. Одна из съемок случилась в 80-х годах прошлого века, когда в Казани и Набережных Челнах прошел «Марш мира» с участием знаменитых бардов страны: Булата Окуджавы, Юрия Кукина, Александра Городницкого. В этой компании оказался и начинающий Олег Митяев. Случилось так, что в гостиничном номере Автограда у Николая соседом по койке оказался Юрий Кукин и этот молодой бард. Решили вечерок скоротать традиционно. Кто побежит за водкой? Конечно, самый молодой – Олежка Митяев пулей слетал в магазин. Приятное получилось общение: с разговорами под веселящий напиток!

Лет восемь назад Митяев, уже обласканный славой, приезжал в Казань с концертом. Николай подошел к нему с предложением смонтировать о нем фильм – материала за все годы накопилось предостаточно. А тот ему сухо ответил: «Надо посоветоваться с продюсером». Ну надо – так надо. Созваниваются через неделю: «Кино не делайте, там я с другими гитаристами-аккомпаниаторами, не нужно ничего». Режиссер на очередном Грушинском фестивале «пожаловался» на Олега известному гитаристу-аранжировщику Константину Тарасову. А тот его успокоил: «Не волнуйся, настанет время и этому фильму. Вот войдет Митяев в возраст, засохнут листья его лаврового венка, и поймет он, что на добро и внимание людей надо отвечать тем же».

 

«Сундучок» сокровищ

За свою жизнь Николай потратил на благое дело столько километров пленки, что хранить ее дома или в офисе продюсерского центра нет никакой физической возможности. Он поступил очень просто: собрал все эти бабины в жестяных банках и затолкал в гараж, что в загородном саду. Кинотека занимает два метра в высоту, три в ширину и полтора – в глубину. Утверждает, что перепады температур там не велики (постепенно наступает холод, а после – тепло), поэтому пленка хранится относительно в нормальных условиях. Одно время по банкам носились мышки – следы их пребывания валялись повсюду, но вреда от животных почти никакого. Бумажные этикетки им показались невкусными, а жесть грызть для них – кишка тонка. К тому же в саду завелся какой-то мелких хищник, похоже, ласка, который извел грызунов подчистую. Так что и банки сейчас ничем не благоухают. Николай все мечтает – перевести этот архив куда-то в надлежащее место, оцифровать. Но ритм жизни сейчас настолько велик, что не до этого. Бывает, надо какие-то архивные съемки использовать в новых работах, приедет в гараж, отыщет нужный моток, а, закрывая плоды своих трудов на замок, вздохнет украдкой. Для него эти пленки – настоящее сокровище. Но оно вот хранится в таком «сундучке».

Личный «автодоктор»

_MG_0004_34543634259 Как автомобилист Николай заметил такую упрямую холодность со стороны слесарей: приезжает на своей «Нексии» в автосервис, они исправят один узел, а что происходит слева или справа – даже не смотрят. Но ведь автомобилю порой нужна комплексная диагностика. И вот он нашел себе настоящего «автодоктора», который смотрит автомобиль от и до. Меняет выжимной подшипник, заодно сообщит, что соседнюю детальку неплохо бы обновить, а вот эта еще потерпит. Такое отношение режиссеру по душе. Частенько первую техническую помощь оказывает и сын Кузьма – он в автомобилях настоящий спец. Такие надежные умелые руки наш герой советует обрести всем автомобилистам. И тогда все время будешь на железном коне.

 

Подготовил Владимир ГАРАНИН

Так же рекомендуем...

1 Комментарий

  1. 09.11.2017

    Such a nice blog.

    I have read an amazing article here.